Записки эпидемиолога, работающего в клининге

Эпидемиолог Андрусик Вита Николаевна

Здравствуйте!

Меня зовут Вита Николаевна Андрусик.

Я врач-эпидемиолог.

По выбранной мной специальности я работаю более семи лет.

На моей странице собраны ответы на наиболее частые вопросы, касающиеся профессионального клининга в учреждениях здравоохранения.

Для получения более подробных консультаций, ответов на дополнительные вопросы обращайтесь:

моя электронная почта: v1@probleskmed.ru

мой контактный телефон: +7(904)338-81-85

Частые вопросы и ответыПолезные документы
Кто отвечает за уборку в медицинском учреждении?

Основными задачами главной медицинской сестры больницы являются рациональная организация труда среднего и младшего медицинского персонала и обеспечение своевременного выполнения врачебных назначений больным. Как правило в ООМД заботы о поддержании надлежащей чистоты ложатся на хрупкие плечи главной медсестры. Ведь Главная медсестра должна обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала и обеспечение своевременного выполнения врачебных назначений больным. Согласно существующему регламенту в больнице уборку должен производить младший медицинский персонал.

Загрузка младшего медицинского персонала уборкой определяется количеством койко-мест в ЛПУ и совершенно не учитывает длину коридоров, размеры и количество туалетов, лестничных площадок, рекреаций. Кроме того ставки санитарок чрезвычайно малы, что создает дополнительные сложности с набором вменяемого персонала, который надо сначала обучить, а потом неусыпно контролировать. Это может занимать значительную часть рабочего времени. Низкая заработная плата порождает неизбежную текучку кадров. А это значит неизбежный кадровый голод, разрывы в осуществлении уборки и бесконечное повторение обучения нового персонала.

Почему чистота так важна именно в медицинском учреждении?

Любой человек, имеющий даже косвенное отношение к медицине, прекрасно понимает, на сколько важными являются вопросы соблюдения чистоты и дезинфекции в помещениях медицинских учреждений, при оказании медицинской помощи и работы медицинского персонала. Качество уборки и дезинфекции должно предотвращать возможность внутрибольничного распространения многих инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП).

Что же такое правильная уборка?

В медицине существуют прописные истины: «От чистого к грязному. От дальнего к ближнему. Сверху вниз». Это значит, что при составлении маршрутных листов необходимо учитывать классы чистоты и планировку помещений, да бы избежать перекрестной контаминации. При этом мало продекларировать созданные под конкретное помещение правила. Необходимо, чтобы персонал их неукоснительно соблюдал.

Какие требования предъявляются к дезинфектантам?
  • Широкий спектр действия
  • Обладает микробоцидным эффектом
  • Хорошо растворим в воде
  • Обладает низкой токсичность и низкой аллергенностью
  • Активен в обеззараживающей среде
  • Не повреждает обеззараживаемые объекты
  • Недорогой
  • Безопасен для пациентов и персонала
Как организовать уборку в медицинском учреждении?

1. Стиснув зубы заняться организацией уборки самостоятельно. ! Внимание ! Ложная экономия! Почему менеджер в успешной фирме никогда не ходит покупать сам себе канцелярские товары? Ответ прост: Менеджер получает высокую заработную плату. Его время дорого. Если он потратит время на покупку бумаги сам — бумага окажется «золотой». Так и здесь: Главная медсестра, Старшие медсёстры — это высококвалифицированный медицинский персонал, имеющий специальное медицинское образование. Вопросы организации правильной и качественной уборки помещений точно не входят с список изученных дисциплин этих профессионалов. А потому преступно загружать их неспециализированной работой

2. Отдать процесс уборки профессиональной клиниговой компании, имеющей необходимый опыт работы, необходимое оборудование, инвентарь и расходные материалы на своём балансе и в наличии и располагающей рекомендациями и отзывами о многолетнем успешном сотрудничестве.

Компания «ПроблескМед» — первая специализированная клининговая компания для уборки медицинских учреждений!

Сколько времени уходит на подготовку клинера и какие вопросы освещаются?

Наши финские коллеги учат клинингновому делу полтора — два года. Немецкие клининговые компании уделяют подготовке персонала около 2-3 часов. Мы определили для себя приемлемой следующую схему:
*первый день уделяется теоретической подготовке:

  • вопросы профессиональной уборки, знакомство с инвентарем моющими и дезинфицирующими средствами
  • особенности проведения уборки в ООМД, значимость соблюдения всех требований
  • соблюдение требований безопасности при работе с дезинфицирующими средствами
  • правила обработки рук
*второй день – практическая подготовка
  • ознакомление с технологическими картами, маршрутными листами, регламентами
  • работа на закрепленном участке под руководством менеджера
*третий-шестой дни – стажировка под контролем менеджера
*седьмой день – самостоятельная работа на закрепленном участке, контроль со стороны врача-эпидемиолога

Как добиться от сотрудников соблюдения технологий уборки?

Элементарно! Для начала на доступном языке донести всю необходимую информацию, в адаптационный период помочь и поддержать сотрудника. В дальнейшем контроль со стороны менеджера и врача-эпидемиолога: сотрудник или выполняет все требования или не работает.

Необходимо ли проводить повторные циклы теоретической подготовки для сотрудников, которые длительно работают на объекте?

Обязательно! Мое мнение – с периодичностью раз в квартал. Всегда есть вероятность, что сотрудник при ежедневной однообразной работе упускает какие-то детали, не обращая на них внимания или не предавая им значения. Считаю необходимым освежать информацию и напоминать о ключевых моментах.

Нужно ли смывать дезинфицирующие растворы, если они используются в соответствующих концентрациях и не подлежат смыванию согласно методическим рекомендациям к их использованию?

Как показывает опыт, смывать нужно, т.к. в любом случае средство накапливается на поверхностях и образуется биологическая пленка со всеми вытекающими последствиями от липкого пола до положительных смывов.

Зачем нужны сушильные машины, если мопы/салфетки постоянно в работе?

Во-первых, остаточная влажность снижает необходимую концентрацию дезинфектантов, а просчитать адекватный процент вообще нереально;
Во-вторых, нет гарантии, что парочка мопов или салфеток выпадут из рабочего оборота и залежаться на дне контейнера. И тут, опять же таки из опыта, и запах неприятный, и уменьшение сроков эксплуатации текстиля

Вопрос: почему нельзя использовать бытовые стиральные машинки для стирки текстильного инвентаря?

Не смотря на существенную разницу в стоимости бытового и промышленного оборудования, при оценке рисков использования бытовых стиральных машин становиться ясными очевидные преимущества: качество стирки на порядок выше, а мы не можем себе позволить работать не достиранным текстильным инвентарем; использование бытовых машин в производственных целя автоматически снимает с нее гарантию; бытовые машины не рассчитаны на обработку настолько загрязненного текстиля, в результате срок ее эксплуатации уменьшается в разы; производители мопов, салфеток не несут гарантийной ответственности за свой товар в случае обработки его не в профессиональных машинах.

Что такое ЧИСТЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ?

Чистые помещения — это помещения, в которых так называемая регистрируемая (т. е. поддающаяся учёту) концентрация механических частиц определённого размера и, при необходимости, количество жизнеспособных микроорганизмов, взвешенных в воздухе, поддерживается в заданных пределах. Чистое помещение характеризуется непременно регистрируемой (исчислимой) концентрацией частиц — или, иначе, количеством частиц в единице объёма воздуха, причём численность таких частиц в отдельно взятой единице объёма воздуха истого помещения не должна превышать установленных значений; кроме того, размеры частиц варьируются в пределах 0,1 — 5,0 мкм. Это свойство отличает данные помещения от обычных, в которых чистота воздуха определяется исходя из массовой концентрации загрязнений в воздухе.

Применяются чистые помещения в таких отраслях, как микроэлектроника, производство полупроводников, микромеханика, оптика, биотехнологии, фармацевтика, медицина, производство пищевых продуктов и т. п. Практически во всех этих отраслях наличие даже субмикронных посторонних частиц может нарушать функционирование изделий или снижать срок их службы. Поэтому особое внимание следует уделять соблюдению требований, предъявляемых к уровню чистоты в конкретном помещении. Следует также понимать, что недостаточно создать собственно чистое помещение, обеспечивающее требуемый класс чистоты, — необходимо одновременно применять оборудование, выделяющее минимум загрязнений, одеть персонал в «не пылящую » одежду, обучить персонал правилам работы в чистом помещении и установить контроль за поведением и гигиеной персонала. В противном случае затраты на чистое помещение не имеют никакого смысла.

Правила уборки процедурного кабинета
С правилами уборки процедурного кабинета можно ознакомится по следующей ссылке: Правила уборки процедурного кабинета
Правила уборки медицинских учреждений
Правила уборки медицинских учреждений жестко регламентированы Санитарными Правилами и Нормами. Более подробно с ними можно ознакомиться, перейдя по ссылке: Требования СанПиН по уборке ЛПУ
ГОСТ Р 52538-2006 (Выдержки). Требования к качеству обработки технологической одежды
Требования ГОСТ к качеству обработки технологической одежды можно посмотреть по следующей ссылке: ГОСТ Р 52538-2006. Требования к качеству обработки технологической одежды
Мытье рук в медицине
С вопросами, посвященными мытью рук в медицине можно ознакомиться по следующей ссылке: Мытье рук в медицине. В статье приведены статистические материалы по соблюдению медработниками требований к мытью рук, проанализированы причины несоблюдения нормативов, даны рекомендации по проведению организационных мероприятий. Так же в статье приведен алгоритм мытья рук в медицине. Алгоритм мытья рук в медицине представлен в виде готового к использованию информационно-графического материала, свободного для скачивания.
Вы так же можете скачать с этой странице информационно-графический материал "Алгоритм мытья рук в медицине"
Техника мытья рук в медицине
С пошаговой инструкцией мытья рук в медицине можно ознакомиться по следующей ссылке: "Техника мытья рук в медицине". На странице представлено небольшое слайд-шоу, являющееся пошаговой инструкцией для реализации техники мытья рук в медицине. Алгоритм мытья рук в медицине представлен в виде готового к использованию информационно-графического материала, свободного для скачивания.
Вы так же можете скачать с этой странице информационно-графический материал "Алгоритм мытья рук в медицине"